43-е специальное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

10 марта состоялось 43-е специальное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное подготовке предложений об установлении дополнительных законодательных гарантий независимости адвокатов при исполнении ими профессиональных обязанностей.

Федеральную палату адвокатов РФ представляли президент Юрий Пилипенко, первый вице-президент Евгений Семеняко, исполнительный вице-президент Андрей Сучков, вице-президенты Генри Резник, Геннадий Шаров, Алексей Галоганов, руководитель Департамента адвокатуры Юрий Самков, члены Совета, Комиссии по этике и стандартам, Научно-консультативного совета, советники. В заседании участвовали также представители Минюста России, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, председатель Совета судей РФ Дмитрий Краснов, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Музыкантский, президенты и члены Советов ряда региональных адвокатских палат.

Председатель СПЧ Михаил Федотов сообщил, что предложения по созданию дополнительных гарантий независимости адвокатов согласно поручению Президента РФ (подп. «б» п. 3 перечня поручений Президента РФ от 27 ноября 2015 г. № Пр-2442) СПЧ должен подготовить к 20 марта 2016 г. Выработку таких предложений он назвал общей задачей Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Федеральной палаты адвокатов РФ.

С докладом о разрабатываемых СПЧ проектах изменений и дополнений в законодательство, направленных на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов, выступила председатель Постоянной комиссии СПЧ по гражданскому участию в правовой реформе Тамара Морщакова. Она поблагодарила ФПА РФ за предложения, направленные в СПЧ, и отметила, что практически все они были приняты, позиции ФПА РФ и СПЧ в основном совпадают.

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, сказала Тамара Морщакова, около двух лет изучает вопросы, связанные с гарантиями независимости адвокатов. Подготовленные по ним материалы делятся на два блока: первый касается внесения изменений в УК РФ и УПК РФ, второй – в другие нормативные правовые акты.

В первом блоке содержатся, в том числе, следующие предложения:

– дополнить УК РФ нормой об ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности;

– ввести в УПК РФ положения, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения адвокатской тайны, в частности норму о признании недопустимыми доказательств, которые получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий и входят при этом в производство адвоката по делам его доверителей;

– включить в УПК РФ изменения и дополнения, касающиеся участия адвоката-защитника в доказывании (в частности, ввести запрет на отказ защитнику в праве на участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого, а также на отказ любому из участников процесса в приобщении к материалам уголовного дела заключения специалиста и (или) иных документов; предусмотреть возможность рассмотрения в судебном порядке жалоб на действия органов расследования, препятствующие защитнику собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи);

– уточнить редакцию ч. 4 ст. 49 и абз. 1 ст. 53 УПК РФ, подчеркнув, что адвокат вступает (а не допускается) в дело и с момента вступления (а не допуска) обладает всеми процессуальными правами;

– ввести в установленный УПК РФ порядок возбуждения уголовного преследования в отношении адвоката изменение, предусматривающее предварительное получение у районного судьи заключения о наличии в действиях адвоката признаков преступления.

Основные предложения второго блока:

– установить законодательные гарантии обеспечения права адвоката на получение информации по адвокатскому запросу в сокращенный срок (10 дней);

– обеспечить гарантии целевого бюджетного финансирования расходов на оплату труда адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда,

– включить в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год защищенные статьи расходов на оказание квалифицированной юридической помощи гражданам во всех видах судопроизводства (уголовном, гражданском, административном), в которых предусмотрено участие адвокатов по назначению);

– повысить вознаграждение адвокатов за участие в судопроизводстве по назначению;

– ввести в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» норму, прямо предусматривающую право Федеральной палаты адвокатов РФ обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся адвокатами.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, поблагодарив Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека за принятие предложений Федеральной палаты адвокатов РФ, подробно остановился на двух из них.

Первое касается необходимости повысить ставки вознаграждения адвокатов за участие в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда и вернуться к действовавшей до 2014 г. практике бюджетного финансирования, когда средства на выплату такого вознаграждения учитывались в федеральном законе о бюджете на очередной год в защищенной (целевой) статье расходов.

Включение расходов на эти цели в общие расходы на финансирование органов расследования и судов не обеспечивает строго целевой характер расходования значительного объема средств, выделяемых государством, ограничивает возможности контроля. Это влечет несвоевременное и неполное перечисление средств на выплату вознаграждения адвокатам, систематическую задолженность государства перед ними.

«Свыше 70% российских адвокатов, – сказал Юрий Пилипенко, – живут только на средства, полученные в качестве вознаграждения за участие в судопроизводстве по назначению в порядке ст. 51 УПК. По нашим данным, свыше 70 % таких выплат производится по минимальной ставке – 550 рублей за судодень. При этом, например, переводчик – менее значимый, чем адвокат, участник процесса – получает минимум 700 рублей в час. Поскольку нам известно, что в стране дефицит бюджета, мы долгое время не просили увеличения ставок. Но когда узнали, что в Москве нашли средства для того, чтобы нанять казаков для охраны судов по периметру и выплачивать им по 200 рублей в час, то решили поставить вопрос о повышении вознаграждения хотя бы до величины в 50% от того, что получают судьи, обвинители и следователи. В 2015 г. государство потратило на оплату их труда 172 млрд рублей, при этом 59 млрд рублей ушло на зарплату судей, 30 – на зарплату сотрудников аппарата судов, тогда как на вознаграждение адвокатам по назначению отводится, по доступным данным, 5,5–6 млрд рублей в год. Такое отношение к адвокатам недопустимо, адвокатура находится в унизительном и униженном положении».

Второе предложение, о котором подробно рассказал президент ФПА РФ, касается подготовленного Минюстом России и внесенного в феврале Правительством РФ в Государственную Думу законопроекта об адвокатском запросе. Представители ФПА РФ участвовали в доработке этого документа, которая продолжалась почти два года, и отстояли многие важные для адвокатуры положения, но по некоторым позициям были вынуждены пойти на компромисс.

Юрий Пилипенко выразил надежду на помощь СПЧ в процессе внесения в этот законопроект поправок при рассмотрении его Государственной Думой. Одно из важных изменений, предлагаемых ФПА РФ, – увеличение объема информации, которую адвокат может получить по запросу. В настоящее время законопроектом предусмотрено, что адвокату не может быть предоставлена информация с ограниченным доступом. По мнению ФПА РФ, такой критерий отбора сведений чрезмерно ограничивает его процессуальные возможности. В качестве одного из вариантов рассматривался другой критерий – предлагалось ввести в законопроект положение о том, что адвокату не может быть предоставлена только та информация, за разглашение которой установлена уголовная ответственность.

В дискуссии приняли участие заместитель секретаря ОП РФ Александр Музыкантский, первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президенты ФПА РФ Генри Резник, Геннадий Шаров, Алексей Галоганов, члены СПЧ, советники ФПА РФ Юрий Костанов и Игорь Пастухов, советник ФПА РФ Нвер Гаспарян, член президиума СПЧ, председатель Постоянной комиссии по прецедентным делам Мара Полякова, член СПЧ Евгений Мысловский.

Председатель СПЧ Михаил Федотов сообщил, что проекты изменений и дополнений в законодательство, направленных на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов, будут доработаны с учетом высказанных в ходе дискуссии мнений и предложений и к 20 марта направлены Президенту РФ.